Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения исторической личности на уроках истории 5
1.1. Понятие «исторической личности» в исторической науке 5
1.2. Основные подходы и принципы к характеристике личности в истории 9
1.3. Роль изучения феномена личности в истории в процессе воспитания и обучения школьников 15
Глава 2. Методические основы изучения исторической личности на уроках истории 20
2.1. Методы и приёмы организации активной познавательной деятельности в процессе изучения исторической личности 20
2.2. Эффективные формы организации учебной деятельности учащихся при изучении исторической личности 24
Заключение 34
Список использованных источников 35
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Модернизация российского образования осуществляется с целью обеспечения нового качества, которое обеспечивало бы актуальные запросы современного общества. В рамках требований ФГОС образовательный процесс сегодня ориентируется на новые результаты образования. Процесс учения сегодня, понимается, прежде всего, как процесс развития личности обучающегося. Предмет «История» лучше всего осваивается через изучение судеб конкретных людей. Это, так называемая «человеческая сторона», которая показывает, как люди жили. Почему тот, или иной человек является исторической личностью, как они влияли на ход событий в истории и др. Такой материал школьники запоминают и усваивают лучше, чем просто отдельные события и факты.
Сегодня в школьном историческом образовании проблема изучения человека и его роли в истории является одной из ведущих. Это отмечено во всех современных школьных учебники по истории. Это отражено в вопросах итоговой аттестации, где присутствует много заданий связанных с исторической личностью. Современная методическая и историческая науки разрабатывают отдельные педагогические технологии изучения роли личности в истории. Это, несомненно, соотносится с психологическими возможностями учеников и соответствует уровню развития их познавательного интереса и творческой активности.
Курс истории, который сегодня изучают в школе, содержит десятки имён выдающихся государственных и политических деятелей. Это вожди народных масс и талантливые полководцы, учёные и деятели культуры и др. психологами отмечено, что в подростковом возрасте у школьников усиливается интерес к другим людям. У них появляется стремление понять и оценить деятельность человека. Материал курса отечественной истории и возрастные особенности школьников открывают большие возможности для решения проблемы формирования соответствующих компетенций. Всё это позволяет формировать у них интерес к истории своего Отечества. Знание путей становления исторических личностей воспитывает чувство гордости за свой народ и свою Родину. Это позволяет формировать у школьников такое важное качество, как гражданская идентичность личности. Именно эта задача стоит сегодня перед каждым учителем истории.
Цель работы: рассмотреть и обосновать общие принципы и особенности при изучении исторической личности на уроках истории.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс на уроках истории.
Предмет исследования: общие принципы и особенности при изучении исторической личности на уроках истории.
Задачи:
1. Изучить понятие «исторической личности» в исторической науке.
2. Рассмотреть основные подходы и принципы к характеристике личности в истории.
3. Рассмотреть роль изучения феномена личности в истории в процессе воспитания и обучения школьников.
4. Описать методы и приёмы организации активной познавательной деятельности в процессе изучения исторической личности.
5. Предложить эффективные формы организации учебной деятельности учащихся при изучении исторической личности
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения исторической личности на уроках истории
1.1. Понятие «исторической личности» в исторической науке
Современная образовательная среда функционирует в условиях требований ФГОС. В школе сегодня актуальны не только знания, умения и навыки по различным учебным предметам, как это было в традиционной образовательной модели. Речь идёт о формировании у школьников предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов.
В рамках изучения учебного предмета «История» нет никаких сомнений в необходимости изучать не только массовые движения и закономерности исторического процесса, но и деятельность конкретных людей. Всегда интересен их образ мыслей, особенности мировосприятия, побуждения, устремления, идеалы. Педагоги согласны с тем, что в равной степени важно говорить на уроках как о судьбе простого человека в ту или иную эпоху, так и об индивидуальных чертах различных исторических деятелей. При этом, среди учителей истории нередко возникают разногласия, когда речь заходит о способах и путях знакомства школьников с ролью личности в истории. Личность человека всегда выступает в истории в двух планах. Это:
1. Представитель определённой социальной группы.
2. Неповторимая индивидуальность.
Первый аспект необходим для понимания общественных отношений и механизма действия исторических закономерностей. Второй аспект важен для понимания конкретного хода событий, их особенностей и межличностных отношений. Если первой задачей считать выяснение роли личности в истории, то второй окажется выяснение пути формирования индивидуального сознания. Исторический образ человека возникает у ученика под влиянием яркого рассказа учителя. Ученик может заинтересоваться той, или иной исторической личностью. Это подтолкнёт его к самостоятельной работе над документально - мемуарной и художественно исторической литературой. Школьнику захочется читать рассказы и очерки, художественную литературу и периодические издания и др. на уроке эти процессы возможны лишь в сочетании с использованием наглядных средств обучения и ИКТ. Можно говорить о том, что специфической задачей истории является выяснение конкретных условий формирования определённой личности и влияние её деятельности на конкретный ход событий. Историческая наука является одной из важнейших дисциплин в системе дисциплин гуманитарного направления. Она в системе образования выполняет особые задачи, из которых важными и значимыми являются развитие и формирование мировоззрения подрастающего поколения. Это, несомненно, способствует развитию личности в интеллектуальном и социальном плане [20]. Содержанием истории служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, и который сохранился в исторических источниках и памятниках.
Это касается:
-развития хозяйства;
-внешней и внутренней жизни страны;
-международных отношений;
-деятельности личностей.
Отражение в сознании учеников внешних фактов, событий, личностей и представление их во времени и пространстве – это исторические представления. Исторические понятия – это отражение исторических фактов. Они объективны и должны быть одинаковы у каждого ученика. В этом случае можно говорить об учениях и навыках, которые включают знание причинно-следственных связей, исторического развития и знания об исторической науке. Составляющими структуры исторического знания считаются факт, исторический процесс и закономерность. У учеников на стадии формирования исторических понятий складываются логические взаимосвязи, которые
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - Учебное пособие для вузов – М.: Академический проект, 2000. – 624 с.
2. Алексашкина, Л.Н., Учебные проекты по истории в основной школе [Текст] / Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – М.: Просвещение, 2017. – No 10. – С. 23-29.
3. Алексашкина, Л. Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе [Текст] / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. - М.: Просвещение, 2015. - No 9. - С. 10-20.
4. Актуальность использования технологии развития критического мышления в учебном процессе [Электронный ресурс]. - http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98677058 (дата обращения: 12.0.2023).
5. Анисимова, Н.П. Психологический анализ урока в контексте образовательных стандартов нового поколения [Текст] /Н.П. Анисимова // - Я.: 2013. – No 3. – С. 229–234.
6. Бирюков, С.А. Работа с архивными документами на уроках истории. [Текст] / С.А. Бирюков //Преподавание истории в школе. – М.: Просвещение, 2015. – No 5. – С. 16-23.
7. Бернадский, В.Н. Методика преподавания истории в школе [Текст] / В.Н. Бернадский. - М., 2007. - 216 с.
8. Байбородова, Л.В. Образовательные технологии [Текст] / Л.В. Байбородова. - Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. – 108 с.
9. Бутенко, А.В. Критическое мышление [Текст] / А.В. Бутенко. - Метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
10. Возрастные особенности среднего школьного возраста [Электронный ресурс]. -http://www.ulsu.ru/com/schools/opalihin/jfuekld/cbkliy/dmdljy/ (дата обращения: 12.0.2023).
11. Варенников, Я.М. Воспитывать культуру критического мышления [Текст] / Я.М. Варенников. - Высшее образование в России.- 2001. - No 6. – С. 140-141.
12. Вейдт, В.П. Изменение технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС [Текст]/ В.П. Вейдт // Сборник методических рекомендаций. – К.: Изд-во Калининградского областного института развития образования,2017.-No61. – 272 с.
13. Вяземский, Е.Е. Актуальные проблемы преподавания истории в образовательных организациях различных типов. [Текст]/ Е.Е. Вяземский., О.Ю. Стрелова., Ю.Ю. Сергеева.// Преподавание истории в школе. - Н.: Изд-во Нижневартовского гос. Университета, - 2014. – 107 с.
14. Голиков, А.Г. Методика работы с историческими источниками [Текст]/ А. Г. Голиков, Т. А. Круглова.// Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «История». – М.: Академия, 2014. – 223 с.
15. Горохова, О.А. Использование творческих заданий на уроках практикующего учителя истории [Текст] /О.А. Горохова // Преподавание истории в школе. – М.: Просвещение, 2015. – No 3. – С. 11–14.
16. Гевуркова, Е.А. Формирование метапредметных умений работать с источниками в курсах истории. [Текст]/ Е.А. Гевуркова., Е.А. Крючкова // Преподавание истории и обществознания в школе. - М., 2016. No 7. – С. 33-40.
17. Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития [Текст]/ И.О. Загашев. - Пособие для учителя – СПб; Альянс Дельта. - 2003. – 192 с.
18. Загашеев, И.О. Учим детей мыслить критически [Текст] / И.О. Загашеев. - СПб., 2003. – 192 с.
19. Заир – Бек, С. Развитие критического мышления на уроке [Текст] / С. Заир-Бек. - Пособие для учителя. – М.:Просвещение, 2011. – 223 с.
20. Заир-Бек, С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приёмы [Текст] / С. Заир-Бек. - Директор школы. – 2005. - No4. – с. 66-72.
21. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]/И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. – 382 с.
22. Клустер, Д. Критическое мышление и новые виды грамотности [Текст] / Д. Клаустер. - Учебник/ Д. Клустер. – М.: ЦГЛ, 2005. – 80с.
23. Пиаже, Ж. Моральное суждение у ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - М.; АК, 2006. – 480 с.
24. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. - Учебное пособие. – М. - Академия, 2003. – 272 с.
25. Современные подходы и системы профильного обучения. [Электронный ресурс]. -http://edu.lenobl.ru/Files/file/tezisu_broshyura.pdf (дата обращения: 12.0.2023).
26. Тоболова, Ж. В. Внедрение приемов и стратегий технологии развития критического мышления как процесс активного получения знаний обучающимися [Электронный ресурс]. - http://festival.1september.ru/articles/506149/ (дата обращения: 12.0.2023).
27. Хаяперн, Д. Психология критического мышления [Текст] / Д. Хаяперн. – СПб., 2000. – 126 с.
28. Хоруженко, Е. Г. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах / Е. Г. Хоруженко. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12939/ (дата обращения: 12.0.2023).
29. Шакина, Г.В. Оценка сформированности у школьников умений работы с текстом как источником информации [Текст] / Г.В. Шакина. – М.: Стандарты и мониторинг в образовании, 2010. – 100 с.
30. Шишкина, Т.В. Мониторинг качества сформированности общеучебных умений и навыков [Текст] / Т.В. Шишкина. – М.: Справочник зам. дир. школы, 2012. – 32 с.